Кизляр, самовар, терруар
История виноделия в России, часть 1. Кратко и нескучно.
История нашего виноделия, часть 1.
Поначалу кажется — где вино, а где Россия. Ну было у нас советское шампанское, ну пытаются энтузиасты сейчас что-то производить. На самом деле наша история виноделия, а заодно и винопотребления побогаче будет и корни ее глубоко уходят. Все самое жаркое про вино в царской России — в 10 абзацах.
1. Астрахань
Колыбель русского виноделия, простите. Туда купцы привезли заграничные саженцы, отдали на попечение монахам. В 1613 году там же заложили сад, строго для подпитки царского двора — Михаил Федорович нуждался в вине к ужину. Вскоре виноделие увлекло жителей города, им в помощь выписали немецкого садовника Якова Ботмана. Он потренировал новоиспеченных виноделов, и в 1656 году их вино удостоилось чести поехать к царю.
2. Терки
Параллельно и совершенно независимо питье из дикого винограда делали казаки с берегов Терека. Продукт был замечен на рынке в городе Терки (не Тёрки, ударение на последний слог), пристально изучен и забракован, потому что быстро скисает. На терскую землю отправили виноделов из Астрахани, давать мастер-классы, формировать новый винный регион. Не получилось.
3. Петр
Петр I к вину основательно приложился приложил руку. Учредил в Киеве регулярный сад с виноградником, там тоже стали делать вино. А еще приставал к астраханскому губернатору: разводи лозы, из Персии и Венгрии завезенные, выписывай мастеров иностранных. Если в целом: при Петре образовалось серьезное виноделие, потому что он был заинтересован не только в бутылочке себе на ужин, но и в том, чтобы вытянуть страну на европейский уровень. Всем остричь бороды и бокал в руки!
4. Кизляр
Город в Дагестане, в 18 веке стал чуть ли не нашим Бордо. Изначально там проживали непьющие правоверные мусульмане и казаки, которые баловались виноделием в свободное время, спустя рукава. Короче, не клеилось. Потом в город заехала партия армянских коммерсантов, у них в крови и вино, и торговля — ребята и производство подняли, и качество подтянули, и продажи по стране наладили.
5. Цимлянское игристое
На Дону виноград рос еще в 7 веке до нашей эры, неугомонные греки посадили. Апогей донского виноделия — Цимлянское игристое, делается из сортов Цимлянский Черный и Плечистик, изобретено во второй половине 18 века. Существует по сей день, что страшно. Еще страшнее, что это игристое — красное. Его пивали Пушкин и Фет, а вот поэтам наших дней в магазин за Цимлянским бежать не стоит. Вкус не тот уж ныне, только бренд остался.
6. Барт, не Симпсон
В начале 19 века под Астраханью основали училище виноградарства и виноделия, пригласили с берегов Рейна некоего Барта с иностранными лозами в чемодане и еще ряд специалистов. Заключили с ними 10-летний контракт. Производство стало активно развиваться, правительство это все как следует финансировало. В стране появились довольно приличные вина. В середине века Барт покинул пост, пришли ставропольские чиновники, навели полный упадок. Для спасения ситуации подключили винодела из Бордо — настоящего, ни слова по-русски. Неуклюжий француз плохо изучил терруар (то есть совокупность климата, почв, освещения и т.п.), не учел особенность местных зим, виноградники вымерзли. Их выставили на публичные торги. Кизлярский купец Мамаджанов лот приобрел и уберег от смерти. Приличное вино вернулось.
7. Александр III
С 60-х годов 19 века по Европе гастролирует филлоксера (насекомое-вредитель, ест корни лоз). У нас же — тишь и благодать, прирост земель с нужным терруаром. Вдобавок — тогда из Австро-Венгрии переселяли народы, на Черноморское побережье завезли опытных чехов. На родине они имели дело с вином, в России продолжили по инерции. Один чех, агроном Фридрих Гейдук, обнаруживает под Новороссийском мини-Шампань. Так появляется то самое Абрау-Дюрсо. Но радость была бы неполной, если бы не Александр III с его правильной политикой. Он всячески поддерживал виноделие и вообще приказал пить только свое вино. Иностранщину наливать заезжим монархам и послам. Производство все увеличивалось, отечественное вино стало модным, пошло по ресторанам. Большую часть винной карты составлял Кавказ, тогда-то народ и начал подсаживаться на кавказскую кухню. Помимо Кавказа, вино делали Дон, Кубань, Астрахань, Ставрополье, Крым. Вот такие растили сорта: Мускат, Пино Гри, Сильванер (это как «Рислинг для народа»), красные бордосские, разные местные с очаровательными названиями.
8. Голицын
Лев Сергеевич, князь, энтузиаст. В золотые годы правления Александра III развивал виноделие на всех уровнях: и комитеты основывал, и лозы растил. Абрау-Дюрсо, Новый Свет, первое российское «шампанское» и сладкие крепленые — это все он. Перед смертью подарил Николаю II часть Нового Света, прямо вот так, с заводом и подвалами, забитыми вином. Через четыре года царская России развалилась, но Новому Свету и при советской власти жилось прекрасно, и сейчас все окей, брют от Абрау-Дюрсо — хедлайнер отечественных вечеринок.
9. Деньги
Что сколько стоило в начале 20 века, для калибровки:
5–20 копеек — литр вина местного разливного.
5–9 рублей — бутылка вина иностранного приличного (а нечего его пить, своего произведено в достатке).
5 рублей — месяц работы прислуги женского пола.
9–10 рублей — месяц работы прислуги мужского пола.
20 рублей — месяц работы представителя городской интеллигенции.
10. Сладенькое
Почему русские любят послаще? Ищем корни проблемы. Русской церкви требовалась кровь Господа для свершения обрядов, все как в Европе. Но монахов-энофилов на Руси было маловато, приходилось возить вино из Византии. Дальняя дорога, местами по жаре — продукт рисковал не доехать. Рынок консервантов предлагал известь, соль и сахар. Последний вариант явно лучше. Вино подслащивали, чтобы оно не портилось, вовсе не ради неги. А потом как-то привыкли, и к сухому обращаться не хотелось. Европа стала делать под нас сладенькое все, вплоть до шампанского. Отвыкнуть Русь не может до сих пор.