Порошковое вино

Откуда взялся миф о порошковом вине и из чего делают плохие вина.

Порошковое вино

Откуда взялся миф о порошковом вине и из чего делают плохие вина.

В эпоху Юпи и Инвайта казалось, что из порошка можно намешать вообще все, вино том числе. Уверенность подкрепила надпись на этикетках — «виноматериал сухой». Так появился миф о порошковом вине. И он не исчезает. А с чего бы: в интернете продаются какие-то винные порошки, недавно приняли закон, который запрещает производство и продажу «порошкообразной спиртосодержащей продукции».

И все-таки порошкового вина не бывает. Рассказываем, почему и что на самом деле продают и запрещают.

Виноматериал сухой — это не порошок


Виноматериал сухой — обычное сухое вино. Точнее — виноградный сок, который уже пережил брожение. Вином его пока не называют, потому что с ним надо еще повозиться: отфильтровать, стабилизировать и разлить по бутылкам или тетра-пакам. Когда у винодельни нет мощностей, чтобы заняться этим самостоятельно, она продает свой виноматериал. Кому-то поблизости или товарищам из другой страны. Такая практика — вполне нормальная. Если виноматериал качественный, его добросовестно доработали и разлили — получается вменяемое простое вино.

Полусухой, полусладкий и сладкий виноматериал — явление редкое. Где сахар, там риск брожения. А раз стабилизации и прочего еще не было — риск этот очень высокий. Емкость с бродящим виноматериалом может и взорваться по пути к новому хозяину.

Интернет-магазины продают не винное Юпи


В интернете продают порошок из отходов винного производства. Одни магазины сразу пишут, что спирта в порошке нет, только всякие антиоксиданты. И предлагают принимать его как как биодобавку, облагораживать им соусы и даже косметику.

Другие магазины предлагают делать из этого порошка «вино». Развести в воде с сахаром и добавить туда дрожжи, чтобы началось брожение и появился градус. По названию разделов их сайтов (Домашнее самогоноварение и виноделие, Приготовление браги) понятно, какого класса продукт. Кстати, домашнее виноделие практикуют не только в России. Вот, например, пара американцев — купили виноградный сок, раскочегарили мультиварку, сотворили вино и сняли обучающее видео.

Закон запретил то, что у нас и так не продается


Закон о запрете «порошкообразной спиртосодержащей продукции» — перестраховочный, он защищает нас от того, что нам даже не угрожает. От порошкообразного винного мармелада. Есть (или был) он только за границей, да и там настолько непопулярен, что в интернете не ищется.

Придумали эту штуку для всяких экстремальных путешественников и спортсменов. Покорять горы с бутылкой неудобно, но на вершине хочется как-то отметить свой подъем. Достал из рюкзака пакетик, разбавил водой, чин-чин. Но экстремалы не оценили: дорого и невкусно.

Почему мармелад? Полностью выпарить из вина жидкость — не вариант. Из такого порошка даже жалкой пародии на вино не получится: улетучатся все ароматические вещества вместе со спиртом. Единственный способ сделать порошок, из которого получается нечто более-менее винное — загустить вино до состояния мармелада и потом измельчить.

Если бы порошковое было, его бы не продавали


С надписью «вино» на этикетке разрешают продавать только вино натуральное виноградное. А чтобы никто не творил то, что нельзя, придумали акцизные марки, ЕГАИС и приложение АнтиКонтрафакт Алко.

Акцизная марка — та самая сиреневатая наклейка с кодом. Перед тем, как разрешить продажу какого-то алкоголя в России, его проверяют. Потом регистрируют, и если зарегистрировали как «вино защищенного наименования места происхождения белое сухое» — значит, точно оно. Информацию о бутылке шифруют, получается код — его и печатают на акцизной марке. У каждой бутылки он уникальный. Все коды, то есть бутылки, заносят в ЕГАИС.

ЕГАИС — база данных про весь алкоголь страны. Пока бутылка не занесена туда, ее нельзя продавать. И там собирается досье на каждую бутылку: не только «вино защищенного наименования...», но и информация о том, какой магазин и когда эту конкретную бутылку продал.

АнтиКонтрафакт Алко — приложение, с помощью которого можно проверить вино и другой алкоголь. Скачиваешь в Google Play или App Store, сканируешь марку и видишь то, что про бутылку знает ЕГАИС — а он знает все. Еще в приложении можно жаловаться на всякие несоответствия. Например, если на этикетке написано, что это вино — а приложение говорит, что винный напиток. Или сообщает, что бутылку уже продали, хотя вот вы стоите с ней у полки.

Короче говоря, магазины под полным контролем, плюс на них могут нажаловаться в любой момент. И ни один нормальный магазин в таких условиях не будет рисковать и выставлять подозрительный товар. Если он хочет благополучно работать дальше и не терять свою алкогольную лицензию.

Как тогда делают порошковое вино


Из дешевого виноматериала. Он либо сделан из винограда примитивного сорта, либо за лозами особо не следили, либо при производстве не страдали перфекционизмом. А может, все сразу.  

Из сока второго отжима. Нормальные виноделы с ним не работают, ненормальные покупают задешево и мутят вино.  

Из чанового осадка. То есть из гущи, которая остается, когда вино из чана слили. Из этого дивного сырья получается виноподобная жидкость, но вкус и аромат приходится «дорабатывать» — добавлять ароматизаторы. Официально это винный напиток. Главное, помельче написать, авось усталый и спешащий покупатель не заметит.


В общем, порошкового вина не было и нет. Зато бывает плохое, из винограда низкого качества и от недобросовестных производителей. Cпастись от него легко. Не ходить в магазины, где есть вероятность на подобное наткнуться. Нужно вино — в винотеку или приличный супермаркет. И даже в приличном супермаркете не стоит покупать бутылки дешевле 600 рублей, исключение — отечественное и бутылки по акции. И будет вам винное счастье.