Главный энергетик 19 века, или как вино помогло изобрести колу
Про «тонизирующее» вино с листьями коки — скандальный эликсир из прошлого, который стал прародителем кока-колы.
Про «тонизирующее» вино с листьями коки — скандальный эликсир из прошлого, который стал прародителем кока-колы.
Благодаря ловкому химику в 19 веке встретились вино и кокаин. И крепко сдружились. Их союз специалисты того времени преподносили как лекарство и вообще живительный эликсир. Опомнились далеко не сразу — за это время изобретатель успел нехило нажиться, а между делом еще и колу придумали.
Я тебя кокну
Во второй половине 19 века итальянский врач Паоло Мантегацца в ходе рабочего эксперимента случайно выделил из листьев коки кокаин. И тут же проверил его воздействие на организм человека. Результаты работ по влиянию вещества на человеческую психику попались на глаза французскому химику Анжело Мариани, и он сразу разглядел экономический потенциал «препарата».
Мариани вымачивал листья коки в белом корсиканском вине и продавал их под своей маркой. Vin Tonique Mariani a la Coca de Perou, оно же «вино Мариани» или «коковое вино», было запатентовано в 1863 году. А в 1868 химик перебрался в Париж и, следуя модным веяниям, заменил белое корсиканское на бордо. И его ждал гранд-успех — Мариани вложился в промоушен как следует.
Каждая жидкая унция, а это примерно 30 мл вина, содержала 6 мг кокаина. При этом экспортный вариант содержал 7,2 мг — чтобы конкурировать с аналогичными напитками на рынке США.
Лечитесь красиво
Рекламную кампанию запустили шумную и мощную. А еще уговорили врачей продвигать среди пациентов новый «тонизирующий напиток». Анжело посылал врачам бесплатные образцы вина, прося взамен отзывов и одобрения своего продукта. Хороший ход, блоггеры бы оценили. А пациенты могли купить это вино в магазине, как мы сейчас покупаем Red Bull.
Побочные эффекты тогда, конечно, никто толком не изучил. А правильная «доза» составляла два-три бокала в день, которые нужно было принимать до или после еды. Причем детям тоже. Волшебный эликсир обещал врачевать «усталости духа и тела» и заряжать суперэнергией. Ну а еще лечить метеоризм, истерию, ипохондрию, боли в спине, мышечные боли и нервные расстройства.
Алкоголь и кокаин при смешении образуют соединение кокаэтилен, которое вызывает у «пациента» сильную эйфорию. Не удивительно, что коковое вино быстро стало хитом и прославилось далеко за пределами Франции. О нем положительно отзывались император Николай II и английская королева Виктория, римские папы и президенты США, греческий и испанский монарх, а еще шах Персии и китайский император. Ну и творцы всех мастей тоже прониклись: Жюль Верн, Александр Дюма, Эмиль Золя, Герберт Уэллс, Томас Эдисон, сэр Артур Конан Дойл, Сара Бернар, автор Статуи Свободы Фредерик Бартольди и многие другие.
Восторженных отзывов от выдающихся личностей было так много, что Мариани опубликовал их в красивых переплетенных в кожу томах, изобилующих портретами и пересказами очевидцев. Как это выглядело — можно посмотреть на сайте бренда. Александра Федоровна, жена императора Николая II, просила прислать ящик вина Мариани в Аничков дворец «немедленно». Папа Лев XIII вообще наградил вино золотой медалью: «Его Святейшество Папа в полной мере оценил благотворное влияние этого тонизирующего вина и вручил г-ну Мариани в знак благодарности золотую медаль со своим великолепным изображением». В общем, Анжело быстро стал миллионером.
Что в семени тебе моем?
Многим хотелось разжиться на хайпе вокруг кока-вина. Например, бывшему офицеру Армии Конфедерации и американскому фармацевту Джону С. Пембертону из Атланты. В 1884 году он создал аналогичный напиток — Pemberton's French Wine Coca, «Французскую винную коку от Пембертона».
Но в 1885 году в штате был введен «сухой закон», и Джону пришлось изменить формулу напитка. Вместо вина он добавил туда экстракт из орехов колы (точнее, из семян западноафриканской колы заостренной, по-простому ее называли kola tree), содержащих до 2,5% кофеина. Жженый сахар должен был смягчить горечь, а разбавлять все предлагалось газированной водой. Так случилась coca-kola.
Бухгалтер Пембертона предложил писать название шрифтом Spencerian — он использовался в деловых документах в США с 1850 по 1925 год. Ради рекламного эффекта «k» во втором слове заменили на «c» — и получился всем известный логотип Coca-Сola.
Кто не успел, тот опоздал
Первые сообщения о том, что кокаин пагубно воздействует на психику, вызывает зависимость и шизофрению, появились в конце 1880-х годов в США. Но «кокаиновая паника» охватила страну лишь в начале XX века. Все это имело социальную и расовую подоплёку. Кокаин могли покупать маргинальные слои населения и, в первую очередь, афроамериканцы. Статистика показывала, что большинство нападений на белых женщин на юге страны — это прямой результат воздействия кокаина на мозг афроамериканцев.
В 1906 году после принятия в США федерального закона «О чистоте пищи и лекарств», из колы кокаин был полностью выведен, в качестве стимулирующего ингредиента оставили лишь кофеин. Выпуск «Вина Мариани» просто прекратился.
В 1912 году кокаин рассматривался в числе других наркотических веществ на Опиумной Гаагской Конвенции. Выяснилось, что это смертельно опасное вещество. Он был официально объявлен наркотиком, а в 1922 году объявлен внезаконным. В 1963 году кока и кокаин по решению ООН были внесены в список запрещенных веществ.
Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Мариани «вероятно, первым в мире кокаиновым миллионером». А еще его вполне можно назвать дедушкой кока-колы. Не придумай он свое кока-вино, не случилась бы и хитовая кола.