Где эта ваша малина: почему я не могу разобрать вино на ноты?

Почему не стоит стесняться и проклинать свои рецепторы, если не находите в бокале конкретных вещей типа малины и перца.

Где эта ваша малина: почему я не могу разобрать вино на ноты?

Почему не стоит стесняться и проклинать свои рецепторы, если вы не находите в бокале конкретных вещей типа малины и перца.

Когда только начинаешь пить вино, шокируют умельцы, которые распознают в бокале малину, причем именно астраханскую в росе, или вообще теплый коровий бок. Сам в это время чувствуешь что-то вроде «пахнет красным, на вкус как красное». Но эти умельцы рассказывают про малину так уверенно, что закрадывается мысль: это у меня с рецепторами проблемы, а не они винных паров надышались.

На самом деле — найти в вине малину, коровьи бока и прочее может каждый. Только получается это не сразу — нужно потренироваться и пройти пару фаз перед тем, как сам начнешь отжигать и шокировать новичков.

Фаза 1. Ну вино, вином пахнет


Человек в первую очередь визуал и аудиал — видит и слышит. Зашел в офис: бухгалтер не на месте, кто-то шуршит бумагой, стол переставили. Запахи в картине мира на втором, а то и третьем плане. Нет вот этого: кто-то только что разогревал котлеты, принтер перегрелся, в туалете новый Доместос. Конечно, если кто-то вылил на себя флакон духов, принтер сгорел или канализацию прорвало — замечаешь. А тихие повседневные ароматы проходят мимо, офис пахнет офисом.

О вкусах человек задумывается, но только когда ест. И не то чтобы задумывается. Скорее оценивает еду по простым критериям: вкусно или нет, пересолено или ок, есть ли грибы в грибной пицце. Проходить челлендж «угадай, что в тарелке» не приходится — либо на сайте Яндекс.Еды все написано, либо это бургер или борщ, которые известно из чего делают.

И вот человек глотнул вина. Понял, что оно вкусное и что теперь срочно нужно мяса добыть. А до разбора запаха и вкуса на запчасти дело не доходит — потому что ну не занимаешься такими вещами на постоянной основе и не умеешь напрягать нужные «мыщцы». А рядом кто-то уже сообщает, что нашел в бокале обожженный чернослив и белый перец. Принюхиваешься, отпиваешь еще — и где там перец и почему именно белый?

Фаза 2. Эта, как там ее… ну да, малина. Или вишня?


Проходит несколько месяцев. Все это время человек не просто пил вино, а напрягался и выискивал малины-перцы. Кто-то делает это, потому что любит соревноваться — Дима нашел белый перец, а я вообще ямайский найду. Кто-то из практических соображений — а разберусь-ка я в вине, чтобы по запаху-вкусу отличать каберне от мерло. А кто-то — чтобы просто можно было посидеть с бокалом, пофантазировать.

В любом случае, постепенно в голове образуется картотека: вот вишня, а вот вишня бабушкина, прованские травы, нагретые на солнце шины. Правда, этой картотекой еще надо научиться пользоваться, поэтому на практике все не очень резво. Пробуешь, вроде ассоциации пошли, но описать аромат и вкус тяжеловато.

На этом этапе полезно пить вино с теми, кто раньше заставлял вас сомневаться в себе — да, c теми самыми ловцами обожженного чернослива. Слушать, что они нашли, пытаться откопать то же самое или что-то свое. А еще полезно нюхать всякие фрукты, ягоды, специи — пополнять картотеку и освежать ароматы в памяти. Чтобы потом быстро находить всех этих товарищей в бокале.

Фаза 3. Томная пастила в морской воде


Проходит примерно полгода плюс-минус несколько месяцев — сроки зависят от интенсивности общения с вином и личных особенностей. И пошло-поехало. Система отлаженно работает: принюхался или отпил вина, разложил на ноты, нашел их в картотеке. Яблоки, лимоны. Чем дальше, тем хуже — начинаются не просто яблоки и лимоны, а моченая антоновка на ржаной соломе и лимонная пастила в морской воде.

Главное — не увлекаться и не раскладывать на ноты куриный суп и капучино и не травмировать друзей среди ночи сообщениями о том, что обнаружил сгущенку в кьянти. А еще не снобеть и поддерживать друзей, которые только приобщаются к вину. Утешать их тем, что всего полгода назад красное для вас пахло красным.