Сухие законы и их последствия
Подборка громких антиалкогольных кампаний: как это было и чем обернулось. Не Горбачевым единым.
Отношения с алкоголем у человечества непростые. Вечно тянет то в злоупотребление, то в полный отказ. Воевать со спиртным периодически берутся в разных странах мира, удается это с переменным успехом.
Перезаряжай, Джо: США с 1920 по 1933
Заметив, что граждане все чаще напиваются и склоняются к грабежам, убийствам и прочим беззакониям, власти США ограничили производство и потребление алкоголя. А потом и вовсе ввели Сухой закон. Он длился 13 лет, бесил большую часть населения и яростно нарушался.
Подпольные торговцы спиртным (бутлегеры) быстро поняли, что человек много отдаст, чтобы после тяжких трудов расслабиться в кресле с бокалом вина или виски. К ним подключились сметливые гангстеры, и пошло-поехало. Именно сухой закон подарил миру громкие имена Аль Капоне, Лаки Лучано, Пулеметного Джо и многих других. Все они взяли на себя нелегальные поставки алкоголя в крупные города и разруливали любые вопросы оружием и теми самыми грабежами, убийствами и прочими беззакониями.
Результат: Дыра в бюджете, полный разгул преступности и коррупции, фильмы и сериалы, романтизирующие эпоху дерзких бутлегеров.
Интересный факт: В ночь отмены Сухого закона в 1933 году американцы на радостях выпили около 300 млн. литров пива (хватит на 120 полных олимпийских бассейнов).
Молоко вдвойне вкусней: Франция 1950-х
Французы и вино — неразлучны. Причем с детства. Долгое время во французских школьных столовых дети могли выпивать по пол-литра вина, пива или сидра. Учителя жаловались: на уроках школьники сидят красные и почти засыпают. В 1954 году премьер-министр Пьер Мендес-Франс решил заменить вино в школах на молоко с печеньем. Ну а взрослых он призвал выпивать не больше литра вина за прием пищи. А потом и вовсе разошелся и заявил, что пора переориентироваться с производства алкоголя на другие отрасли сельского хозяйства.
На этом терпение французов лопнуло. Фейсбука тогда не было, и грандиозный скандал разразился в реальной жизни. Мендеса-Франса успели приложить все, от газет до обычных граждан: не родился еще человек, который запретит французам делать и пить вино, шуруй в отставку, «молочный Мендес».
Результат: Всеобщее негодование, 100 тысяч виноделов на демонстрации, нападки со стороны правых и частного бизнеса, уход Мендеса-Франса в отставку. Потребление алкоголя на душу населения почти не изменилось: с 29 литров в 1955 до 28 литров в 1961 году. А в школах его запретили только в 1981 году.
Интересный факт: Кампания вошла в историю как покушение на напиток-тотем. Глубинные причины такой бурной реакции французов даже разбирает в своих «Мифологиях» философ Ролан Барт.
Ганди не пил и нас не учил: Индия c 1947-го
по наши дни
В Индии все было тихо-мирно, пока колонизаторы-британцы не понастроили пивзаводов и не навезли виски, джин и ром. Рядовые индийцы, чья жизнь была полна тягот, с облегчением канули в алкогольный угар. Не помогали даже увещевания Ганди.
Спиртное в разное время запретили сразу в нескольких штатах, ну а аукнулось это по классике: самопал (в местном его изводе — чолай), отравления, контрабанда. Но других способов образумить население тут пока не придумали.
В 2016 году женщины в северном штате Бихар сами добились введения сухого закона — их мужья годами не просыхали и рукоприкладствовали. Теперь за распитие алкоголя в Бихаре можно получить до 10 лет тюрьмы. А госслужащим строжайше запрещено выпивать в любой точке земного шара, даже если они в отпуске. Первые положительные результаты инициаторок запрета пока вдохновляют.
Результат: С одной стороны, снижение уровня домашнего насилия и убийств. С другой — ущерб для бюджета (доход с налогов на алкоголь составляет его важную часть) и расцвет коррупции и теневой алкоиндустрии.
Интересный факт: За время сухого закона в Бихаре изъяли свыше 900 тысяч литров нелегального алкоголя, но большая его часть таинственным образом исчезла — «выпили крысы», как объяснила полиция.
Почем опиум для интеллигента: Российская империя с 1914 по 1923
Про сухой закон Горбачева знают все, а кампанию Николая II незаслуженно подзабыли. Ограничения, а потом и запрет на спиртное он ввел в Первую мировую, для поднятия дисциплины. Но что-то пошло не так.
Крестьяне (на тот момент 85-90% населения страны) взялись гнать самогон из гнилых фруктов, картошки и сахара. В Сибири и на Урале налегали на убойное зелье из красного вина с махоркой и динамита* (что? да!). Горожане переключились на суррогаты, а жители интеллигентного Петрограда — на кокаин с опиумом.
Случались и свои лихие бутлегеры. Одни вологжане поставляли в столицу спирт в бочках под видом сельди. Но шайку раскрыли, а запасы спирта вылили в реку. Правда, дело было зимой — спирт растекся по льду и снегу. Простые жители спиртоснег собрали, растопили и целый месяц успешно употребляли.
* «Смесь красного вина с раствором динамита» : «сухой закон» и черный рынок в годы Первой мировой войны / О. Чагадаева // Родина. — 2010. — № 8. — С. 77-79
Результат: Опустение казны (до этого госмонополия на водку хорошо ее пополняла), около 300 тысяч безработных, погромы по стране и волна наркомании в городах. Смертность от алкоголизма снизилась, зато увеличилась смертность от отравлений (суррогаты сделали свое дело). Только за первый год кампании производство лака и политуры в регионах подскочило на 520%, а петроградские аптеки продали почти 1000 литров спиртосодержащих жидкостей.
Интересный факт: Сам Николай II в это время продолжал пить отечественное шампанское «Абрау-Дюрсо» и не отказывал себе в сливовице и портвейне.
Викинг сказал — викинг сделал: Исландия с 1915 по 1989
Исландия — страна с северным типом потребления алкоголя (как и Россия). Это значит, что пить здесь привыкли крепкое и помногу — климат суровый, для согрева бокальчика вина не хватает. Тем удивительнее, что исландцы сами лишили себя алкоголя больше чем на полвека. Такой триумф воли — на референдуме в 1915 году 60% проголосовало за введение сухого закона. Рубанули с плеча и остались вовсе без алкоголя.
А отказывались от сухого закона уже поэтапно. В 1923 году под давлением Испании (не будете пить наши вина — перестанем закупать вашу треску) таки разрешили вино. И только в 1935-м на втором референдуме проголосовали за отмену сухого закона. Правда, под запретом осталось пиво крепче 2,5% — трезвенническое лобби посчитало, что молодежь будет на него особенно налегать и расшатает свои духовные скрепы. Окончательно пиво разрешили только в 1989 году — и с тех пор никак не могут насытиться, оно до сих пор бьет в стране все рекорды популярности.
Результат: Расцвет нелегального домашнего пивоварения и изобретение коктейля из пива 2,5%-ной крепости и ударной дозы бреннивина (в переводе «жженое вино», в народе «черная смерть» — разновидность шнапса). В итоге вместо сухого закона ввели госмонополию на производство и продажу крепкого спиртного, запрет на его рекламу, а еще задрали акцизы.
Интересный факт: Противники сухого закона добывали алкоголь хитростью — у контрабандистов, художников (те добились права получать спирт якобы для очистки кистей) или по рецепту врача (вино легко назначали «от нервов», а коньяк «для сердца»).
Прямые запреты спиртного разделяют общество и редко оказываются эффективными. Да, временные положительные результаты бывают, но их почти всегда затмевают коррупция и массовый переход на суррогаты и денатураты.
Не злоупотреблять скорее помогают достойный уровень жизни и возможности для работы и досуга (так в Исландии с помощью соцпрограмм побороли подростковый алкоголизм 90-х). Ну и развитие культуры пития помогает. В Москве есть сдвиги — от северного типа выпивания переходим к среднеевропейскому, с вином и удовольствием от нюансов. Про регионы такого, к сожалению, пока не скажешь.