Российское вино: насколько все плохо
Как дела у отечественного виноделия, сможем ли мы стать винной страной и стоит ли покупать что-то из нашего.
Кто-то вдохновенно пьет отечественное и рассуждает о том, что мы превращаемся в винную державу. Другие опасливо обходят полки с российским вином — зачем рисковать, когда можно за те же деньги взять проверенную Италию. Но это все крайности, а мы попробуем нащупать середину.
Аргументы за виноделие
Природа за нас. Хотя Россия кажется холодной и непригодной для виноделия страной, мест с комфортными для винограда условиями у нас достаточно. В Краснодарском крае — мягкий климат и, главное, длинная теплая осень. Среднегодовая температура там выше, чем в Бордо или Бургундии (а тут вообще иногда зажигают факелы рядом с лозами, чтобы урожай не замерз). Еще виноград отлично вызревает в Крыму, Дагестане, Ростовской области. И даже в Воронежской — там недавно начали его растить, и успешно.
С почвами у нас тоже порядок. В том же Краснодарском крае — целый калейдоскоп разных и вполне годных для виноделия (как сказали бы энологи — «пэчворк», выбирай под любой стиль). На винодельне Швеца в Крыму известняк, как в Шабли. И если серьезно взяться за изучение почв, мы много подобного «нароем».
Поднялись с колен. После сухого закона и буйных 90-х виноделие пришлось возрождать почти с нуля. Это процесс небыстрый и трудоемкий. Тут полезно вспомнить, что лет двадцать назад мало кто знал о том, что в Чили или Новой Зеландии делают вино — сейчас это известные винные страны. Стадию «поднимаемся с колен» мы пережили, уже намечается прогресс. Вырисовывается стиль страны: российское каберне узнаваемо в бокале, как чилийское. А вина из родных сортов типа Красностопа и Голубка перестали пугать внезапными нотами борща, все больше понятных образцов. Значит, и расцвет виноделия не за горами.
Набираемся опыта. У нас нет 200-летней истории виноделия — соответственно, нет великих виноделов и маститых энологов. Зато мы не стесняемся просить помощи. Приглашаем специалистов из-за границы: Лефкадию, Усадьбу Дивноморское, Абрау-Дюрсо и других производителей консультируют иностранные профи из крупных успешных хозяйств. Наши у них постепенно учатся или уезжают набраться опыта за рубеж. Так что ситуация с винными кадрами имеет все шансы измениться в нужную сторону.
Наводим порядок. Недавно у нас появилась винная классификацию по типу европейской. Столовое, ЗГУ и ЗНМП — это как всякие Vin de Table, DOC и AOC. Новость хорошая, ведь когда виноделие под строгим контролем, качество вина предсказуемое, можно доверять. ЗГУ — значит, что вино делается в определенном регионе-районе (Долина Дона или Кубань.Крымск) и на него пошло минимум 85% местного винограда. ЗНМП ― это более конкретная территория (Тмутаракань, простите, она же сельское поселение Запорожское в Краснодарском крае) и более строгие правила насчет того, что сажать, как производить и что должно получиться в итоге.
Что нам мешает
Большие риски. Виноделие — это даже не бизнес в полном смысле слова, а развлечение для амбициозных, сумасшедших или богатых. Посадил виноград — и лет 5 ждешь первого нормального урожая. Потом набиваешь руку и ищешь стиль — это задачка еще на несколько лет. То есть прибыли сразу не будет, при этом расходов полно. Ты уже вложился в землю и саженцы, нужно еще купить оборудование — его делают за границей, стоит дорого и ввозится геморройно. Бутылки и пробки тоже часто закупаются за границей, а еще налоги и сертификация. А потом можно продавать вино за доступные 300, но тогда ты с трудом будешь выживать. Или установить цену в 1000 и надеяться, что вино кто-то купит, хотя рядом Франции и Италии, которые дешевле «всегда лучше».
Зловредный балк. Балк — виноматериал из других стран, который идет в работу, когда своего винограда недостаточно. Привозят почти готовое вино из Испании или Чили, дорабатывают — и разливают под видом российского. Это не всегда полный шмурдяк, иногда просто что-то примитивное. Приличные производители тоже используют балк, для «простонародных» линеек, такие есть у Фанагории и Абрау-Дюрсо. Если строгаешь вина из балка, чтобы заработать и вложиться в нормальное виноделие (стратегия приличных виноделен) — это хороший сценарий. Если разливаешь под Петербургом брюты и маскируешь по итальянское с целью срубить денег — сценарий так себе. До потребителя доходят как раз такие брюты и статистика, что «из балка сделаны до 70% российских вин». Естественно, никакого доверия к отечественному.
Суровый потребитель. 80-е с плодово-ягодными, 90-е с легендой о порошковом — у нас тяжелый бэкграунд. И он не способствует тому, чтобы подойти к полке с отечественным и что-нибудь выбрать на вечер. Где-то там Роберт Паркер ставит нашему вину высокий балл, но это такой «успех в вакууме» и репутацию нашего вина не сильно улучшает. Потому что эту хваленую бутылку не купишь в супермаркете у дома — там «Кубанские погребки» и прочий примитив. Потребитель, конечно, суровый, но его сердцу ничто не помогает оттаять. А раз вино плохо покупается — заниматься им невыгодно во всех смыслах.
Годные бутылки
Несмотря на все трудности, надежные производители и нормальные вина у нас есть:
– Высокий Берег. Цена вопроса до 500р., продается на WineStyle.
– Фанагория. Все линейки, кроме NR. Уложиться в 300-500 не проблема, линейки Cru Lermont и 100 оттенков дороже, зато в них есть вина с наградами от титулованных критиков. Фанагория встречается в супермаркетах — в «Азбуке Вкуса», например. Еще у нее есть несколько фирменных «бутиков» по Москве.
– Гай-Кодзор. У них лучше всего получаются белые и розе, оно вообще взяло награду во Франции. Вина стоят от 500 до 1000 с небольшим.
– Аristov. Очень приличное игристое, сейчас продается в «Магните» за смешные 300р.
– Alma Valley. Одна из лучших виноделен, там совсем европейский уровень. Правда, средний ценник, 800-1000р. Выгоднее всего затариваться Альмой в их фирменном магазине.
Почти всех производителей одновременно можно найти на krasnostop.ru.