Как не переплачивать за вино
Редактор винного сервиса Invisible Лиза Настатуха рассказывает, как хакнуть винную систему: какое вино и где лучше покупать, в какие заведения ходить и что еще поможет сэкономить.
Цены на вино в России — больная тема. Особенно больно переплачивать за не очень осязаемые штуки: элитный виноградник, статусные слова на этикетке. Ну и, за жадность продавца. Похожая ситуация с одеждой и гаджетами, но тут уже как-то приспособился и знаешь, как экономить. Аутлеты, распродажи, Авито, малоизвестные марки — у каждого свой список хитростей. А вот хитрости, которые помогут сэкономить на вине.
1. Покупать в правильных местах
В магазинах, которые сами возят вино. Обычно магазины покупают вино у импортера, поэтому в цену бутылки заложено две наценки: импортера и магазина. А когда магазин сам себе импортер, то одной наценкой меньше. Свой импорт у «Азбуки вкуса» и у небезызвестной сети «Отдохни», поэтому там бюджетно, а не потому что это «винное Дикси» с подозрительным вином, как кажется на первый взгляд.

В магазинах и барах винных импортеров. Тут тоже нет двуслойной наценки: сам привез, сам продаю или наливаю. Свои винотеки держат Алианта, Форт, Classica. У Simple, МБГ, Grape есть еще и свои заведения. К российскому вину слово «импорт» не применимо, но суть там та же: больше посредников на пути к потребителю – больше наценок. Фанагорию выгоднее брать в бутике Фанагории, а не в супермаркете. Альму Вэлли выгоднее пить в их собственном баре, а не в других заведениях.

В заведениях с демократичной ценовой политикой. Списком таких мест обычно помогает обзавестись сарафанное радио. Опережаем его, вот места с нормальными ценами на вино: Винный Базар, Винный бар 13, Номер 15, Веранда 32.05, Практика, Barrel, Цирк.
2. Не покупать раскрученное
Вина от больших брендов типа Torres и Martini стоят дороже вин от менее раскрученных брендов. Название бренда на этикетке — гарантия стабильного качества, одинакового вкуса из года в год. Только вкус этот нейтрально-усредненный, как футболка из масс-маркета. Всегда есть что-то поинтереснее, за такие же деньги или дешевле.

Вина из именитых регионов типа Шампани или Бургундии могут впечатлить по самое не могу. Но чаще всего они вот так впечатляют того, кто кучу разных вин перепробовал. Ну это как тяжелая киноклассика: просто вечером после работы, без вхождения в контекст удовольствия не доставит.

Вина со статусными словами на этикетке — Premier Cru, Millesime, Gran Reserva — обещают, что в бутылке будет нечто эксклюзивное. И там действительно вино, которое сделано по-особому, вино более сложное. Но это не гарантия, что удовольствие будет особым, сложностей хочется не всегда. Даже закоренелым энофилам.

Вина модные и хайповые стоят дороже, потому что Парфенов одобрил или Афиша Daily назвала «хитом сезона». На вкус они не всегда восхитительные, иногда даже странные. В итоге — сидишь в заведении с бокалом трендовой биодинамики и гадаешь, нормально ли это, что вино похоже на капустный рассол. И, чтобы хоть как-то оправдать расходы, выкладываешь биодинамическое селфи.

Из этого правила есть исключение. Если кто-то надежный рекомендовал вам конкретную бутылку бургундского или биодинамики, мол хорошее вино за свои деньги — брать можно.
Запомнить:

Большие бренды — Torres, Marques de Caceres, Codorniu, Freixenet, Concha y Toro, Undurraga, Michel Torino, Hardys, Yellow Tail, Beringer, Barefoot, Banfi, Antinori, Martini.
Элитные регионы — Шампань, Бургундия, Бордо, Тоскана, Пьемонт.
Статусные слова — Premier Cru, Grand Cru, Cuvee Prestige, Millesime, Gran Reserva.
3. Покупать нераскрученное
Вина из нераскрученных регионов стоят меньше, чем могли бы, будь они массово известны. Человек скорее возьмет бутылку со знакомым словом «Кьянти». А на бутылку с неизвестным словом «Апулия» обратит внимание, только если она дешевле соседей по полке. Ну, так думает продавец.

Что брать, когда хочется отличного вина до 1000:

Франция. Самые доступные французские регионы — Лангедок, Юго-Запад и Гасконь. Там производят вина всех цветов и типов, элегантно-оптимистичные. А когда нужна бутылка шампанского, выгоднее брать креман. Это игристое, которое делают по шампанской технологии, просто не в регионе Шампань.

Италия. Тут самый выгодный регион — это уже упомянутая Апулия. За ярким понятным красным и белым — сюда.

Испания. Из испанских нераскрученных регионов пока возят очень разные по качеству вина, но на леденцовое белое из Вердехо всегда можно положиться.

Новый Свет. О чилийском совиньоне, кажется, все знают. Помимо этого самого совиньона, надежные новосветские вина — это пинотаж, коломбар и шенен блан из ЮАР, каберне и карменер из Чили, мальбек и торронтес из Аргентины.
Искать на бутылках:

Франция — Languedoc, Sud-Ouest, Gascogne, Cremant.
Италия — Puglia.
Испания — Verdejo.
ЮАР — Pinotage, Colombar, Chenin Blanc.
Чили — Cabernet Sauvignon, Carmenere.
Аргентина — Malbec, Torrontes.
4. Пользоваться акциями и скидками
Акции в магазинах — способ купить вино почти без переплаты. Причем вино нормальное, акции не всегда про сливание плохого. Иногда их устраивают, чтобы подсадить покупателя на какое-нибудь розе за 599, чтобы он потом брал его за 999. Иногда — потому что у партии бутылок повредились этикетки, а само вино при этом в порядке, чего добру пропадать.

Главное во время акций — проверять внешний вид и возраст вина, чтобы не купить испорченное или старое. Небольшая царапина на этикетке вкусу не вредит, а вот если бутылка совсем потрепанная — значит, партию хранили как попало и вино могло пострадать. А чтобы убедиться в свежести, смотрите год урожая или дату розлива. Белое и розовое в ценнике до 1000 с небольшим живет год-полтора, красное — два-три года. Если вино старше, то пить его все еще можно, но не всегда приятно: во вкусе будет пролезать нечто странное, спирт, лишняя кислота или терпкость, или все сразу.

Помимо акций, в магазине можно поживиться скидками за крупную покупку. «Азбука вкуса», например, обещает скидку 40%, если купить сразу 12 бутылок или больше. Если нравится какое-то вино и вы наведываетесь за ним регулярно — стоит уточнить, практикуют ли скидки за объемы там, где вы его берете.
5. Ходить на проливы и дегустации
Пролив — экономный вариант для выхода в свет. Там в среду льют просекко по 300 рублей за бокал, а там в пятницу отдают за 600 клешню краба с бокалом шардоне. Делают это заведения не только из любви к человечеству. С помощью проливов они элегантно решают свои задачи: побыстрее распродать сезонное вино или «пролить» старую винную карту перед запуском новой. Но если вино приятное или грамотно подобрано к той самой клешне, то почему бы и нет. Добросовестные и регулярные проливы устраивает Веранда 32.05.

Дегустации — тоже выгодный вариант. Заплатил фиксированную сумму в пару тысяч, посидел в красивом месте, выпил несколько бокалов хорошего вина, послушал рассказы умных людей. Заодно отснял понравившиеся бутылки и знаешь, что потом брать. Но есть небольшой минус: будут обсуждения кислотности и ароматов в бокале, что не всем интересно.

Следить за проливами и дегустациями можно в телеграм-каналах GoWine и idrinkwine. Хорошие дегустации проводит сообщество Нет, только вино: дегустируют в «новых вкусных» местах города, с критиком Антоном Обрезчиковым, он рассказывает о вине по-человечески и с юмором.
6. Ходить в заведения со своим
В некоторые рестораны можно приносить свое вино (или другой алкоголь), за пробковый сбор. В среднем по Москве это рублей 500–1000 за бутылку. Где-то нужно заказать на Х рублей, где-то достаточно показать чек на вино. Но даже при сборе в тысячу рублей пить свое вино выгодней, чем брать что-то из ресторанной карты, если цены там начинаются тысяч от трех.

Заведения не афишируют наличие пробкового сбора, пользуются тем, что о такой практике мало кто знает. Поэтому лучше звонить в нужные места и спрашивать.
7. Пользоваться людьми
Самый простой совет — не стесняться и консультироваться с друзьями и знакомыми, которые интересуются вином. Вам полезная информация, им — статус эксперта. Полезно подписаться на них в соцсетях — лента увлеченных вином часто превращается почти в винный блог. Еще через таких знакомых можно добыть контакт менеджера виноторговой компании и покупать через него по ценам для своих.

Если часто ходите в одну и ту же винотеку, стоит разобщаться с винным консультантом. Обсудить пару раз шардоне, погоду и новости — и все, консультант начнет испытывать личную симпатию и не подсунет Францию за две, убеждая, что дешевле ничего хорошего нет. А еще расскажет, на что сейчас акция, что классного-нового скоро появится, что сам пробовал и оценил.

И интровертский вариант — читать блоги и каналы винных профи и энтузиастов, вот несколько полезных:

  • Ежедневный винный телеграф. Блог известного критика Дениса Руденко на «Яндекс Дзене». Часто публикуются практичные подборки: что брать в «Ароматном Мире» или обзор бюджетных совиньонов.

  • Doctor Wine (@doctorwine). Телеграм-канал винного консультанта. Много постов в стиле «в Азбуке отличный мальбек за 700, называется так».

  • Drink tank (@drinktank). Телеграм-канал энтузиаста, который активно пьет вино (и не только) в заведениях Москвы и пишет, куда стоит ходить и по какому сценарию там пить и есть.
Искать адекватное вино сложно и долго. Винный сервис Invisible с этим делом помогает, там проверенные бутылки. А еще дарят бокалы — всем московским читателям, с первым заказом.
© 2013—2018, Инвизибл